Как найти удовольствие в рабочих буднях и не забыть о себе — делится соавтор подкаста «Успешный успех» Оксана Смирнова, в прошлом шеф-редактор GQ.ru и главный редактор «Glamour Россия».
Каждый самостоятельно находит способ продвигать задачи к статусу «сделано». Одним нужен напарник, другим — жесткий дедлайн, третьи, наоборот, любят сделать сразу и забыть. Мне балансировать между работой и жизнью помогает стремление к удовольствиям.
Есть пять лайфхаков, которые помогают вовремя делать необходимое и при этом не чувствовать себя чем-то обделенной.
Вести не только список дел, но и список удовольствий
Чтобы разобраться с балансом между работой и жизнью и чувствовать себя более радостной, кроме бесконечного количества задач я стала вести список того, что принесет удовольствие. Поначалу это довольно тяжело — с трудом можно набрать 5–10 пунктов, но со временем их становится до нескольких десятков.
Список удовольствий помогает понять, что на самом деле приносит радость. Отделить навязанные мечты от собственных. Заниматься не только тем, что надо, но и тем, что хочется.
Записывать удовольствия можно от руки или в цифровом виде, это не имеет значения. Главное — регулярность. Можно заполнять список раз в месяц и каждые две недели сверяться, сколько пунктов выполнено и что еще получится успеть.
Нужно записывать все, что приносит радость, но желательно добавлять те удовольствия, которые зависят только от нас самих: пить кофе из любимой чашки, принимать вечерний душ под приятную музыку, нежиться в постели. Стоит добавлять и более масштабные планы: сходить на театральную премьеру, купить новую сумку, взять урок бильярда.
Идеальный размер списка приходит со временем. Он не должен быть слишком скромным, но и не должен быть настолько большим, что все успеть не выйдет: такой будет только расстраивать. Мне кажется, 40–50 пунктов — отлично.
Вести общий календарь для работы и заботы о себе
Многие люди если и пользуются календарем, то ведут сразу два: рабочий и личный. Второй чаще оказывается невостребованным. Если совместить личные и рабочие планы в одном календаре, то получится увидеть, сколько времени действительно уходит на работу, а сколько — на себя.
Спорт, массаж, маникюр, медитация — все, чем хочется заниматься регулярно, должно быть записано в этом календаре. Если хочется сделать тренировки или массаж лица привычкой, то их лучше ставить регулярно на одно и то же время, а переносить только в крайнем случае. Важно сделать эти события повторяющимися в календаре хотя бы на три месяца, а лучше на полгода или год: тогда появится приятное ощущение, что каждую неделю запланировано время на заботу о себе.
К тому же, согласно исследованию Джейн Уордл из Исследовательского центра здорового образа жизни при Университетском колледже Лондона, человеку в среднем необходимо 66 дней на выработку привычки, то есть около двух месяцев. Всего участникам исследования требовалось от 18 до 254 дней.
Планировать отдых заранее
И не только долгожданный отпуск продолжительностью две недели. Любые способы провести вечер в удовольствие — сходить в театр, на ужин с друзьями, освоить скалолазание или начать курс сомелье — лучше планировать заранее и тоже добавлять в календарь. Можно делать это один раз на месяц вперед или с любой другой подходящей периодичностью. Свободное время для «ничегонеделания» тоже лучше внести, иначе можно спланировать все выходные так, что к вечеру воскресенья надо будет отдохнуть.
Навести порядок в соцсетях
Довольно сложно найти баланс между «быть в курсе актуальных новостей» и «начала скролить ленту и не заметила, как прошел час». Мне помогают две вещи. Сперва я отписалась от аккаунтов в инстаграме, которые вызывают неприятные эмоции — зависть, ревность или чувство, что я пропускаю какие-то важные события. Следом отсортировала чаты и каналы в телеграме — выделила в отдельные папки рабочие и личные чаты, а также любимые каналы, за которыми хочу следить постоянно. Все остальные каналы остались в папке, которая располагается в самом конце списка. Так постоянно увеличивающееся количество новых сообщений в этих каналах не отвлекает. Читаю я их, только когда сама захожу в эту папку.
А еще в телеграме я завела несколько каналов для самой себя, где я сортирую и храню информацию. В канал To Do пересылаю мелкие задачи, про которые можно забыть, если не внести в список дел. В канал Inspiration записываю воодушевляющие идеи для работы и личных проектов. А в Read Later пересылаю все, что хочу почитать, но не успеваю сразу.
Настраивать режим в смартфоне под задачи
В айфонах есть предустановленные режимы: «Личный», «Рабочий», «Не беспокоить», «Сон». В каждом из них меняются настройки уведомлений: в личном, например, иконки со счетчиком непрочитанных сообщений исчезают, чтобы не напоминать владельцу о сотнях непрочитанных писем. Еще можно настроить автоматическое включение режимов в зависимости от местоположения, а также задать дополнительные настройки, ограничив ненужные уведомления и сделав акцент на самых важных.
Эти советы, как и любые другие, не гарантируют неминуемого успеха. Но мысль о том, что может доставить удовольствие прямо сейчас, как минимум сделает чуточку радостнее любой, даже самый напряженный день.
К тому же убеждение, что для успеха важно максимально концентрироваться на рабочих проектах, задвинув все остальное, не всегда ведет к хорошим результатам. А слишком высокий уровень мотивации в каком-то деле запросто может понизить эффективность.
В психологии существует закон Йеркса — Додсона, который гласит, что наилучшие результаты достигаются при средней интенсивности мотивации. Есть определенная граница, после которой дальнейшее увеличение мотивации лишь ухудшит результаты.
Соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком — при росте мотивации растет и качество деятельности, но после достижения плато дальнейшее повышение мотивации приводит к снижению продуктивности.
В делах и удовольствиях важен баланс, чтобы не «перемотивировать» себя одной задачей и не утратить запас продуктивности для других.