Как создать инфраструктуру для доставки онлайн-заказов: пастоматы, ПВЗ и другие способы — Проще говоря
Природные материалы и персонализация: тренды 2024 года в интерьере

Как девелоперы делают доставку онлайн-заказов удобнее для жителей и курьеров

Поделиться
Автор
Елена Домброва
Дата публикации
12.10.2023

Объем онлайн-продаж по итогам года может увеличиться на 30% до 7,4 трлн рублей. Большинство россиян предпочитают забирать непродуктовые заказы в пунктах выдачи и постаматах, а при доставке еды — встречать курьеров. Рассказываем, как девелоперы делают удобнее все три способа доставки.

Люди выбирают способ получения, отталкиваясь от конкретного заказа. Продукты, а также крупногабаритные товары, например диван, скорее поручат доставить курьерам, одежду и посылки среднего размера будут забирать в пункте выдачи заказов (ПВЗ), а мелкие свертки — в постаматах, отмечается в исследовании Data Insight. Основную часть интернет-заказов, 75%, россияне предпочитают забирать в пунктах выдачи и постаматах. Общее количество этих точек в России по итогам прошлого года превысило 100 тысяч.

Постаматы в жилых комплексах: в чем удобство и проблемы

В Москве к 2025 году планируется организовать сеть из 10 тысяч постаматов в жилых домах, во дворах и в общественных пространствах. Эта цель указана в программе «Московский постамат», которую развивает правительство города. К ней подключился, например, «Яндекс Маркет». Девелоперы тоже тестируют постаматы на своих объектах. Например, московская группа компаний «Основа» внедряет постаматы Smartix в подъездах и входных группах своих жилых комплексов. Группа Самолет установила постаматы в тамбурах офисов заселения и управляющей компании.

Для размещения постамата в подъезде жилого дома нужно подходящее место — как правило, площадью от 0,7 кв. м, с розеткой 220 вольт, со стабильной мобильной связью.

Также для установки постамата, согласно Жилищному кодексу, требуется согласие более 50% собственников квартир. Этого удается добиться не всегда. И в подъезде может не быть подходящего места для размещения постамата.

«Постаматы в подъезде дома очень удобны для жителей конкретного подъезда. Они могут в любое время спуститься в тапочках за своей посылкой, вместо того чтобы выходить на улицу», — говорит руководитель управления коммерческой недвижимостью группы Самолет Светлана Орлова.

Для удобства жителей Самолет, например, установил в четырех жилых комплексах аппараты по продаже бутилированной воды. «Но установка аппаратов, предусматривающая выдачу онлайн-заказов, процесс более сложный, поскольку таким компаниям необходима более масштабная сеть постаматов для поддержания уровня рентабельности, а также у таких аппаратов возможны риски и дополнительные издержки. Например, клиент может ошибиться в адресе доставки и не сможет забрать свой заказ вовремя», — говорит Орлова.

Кроме того, оператор постамата должен регулярно его обслуживать: загружать новые посылки, забирать невостребованные и проводить технические работы. А это влечет за собой бесконтрольный доступ в подъезд посторонних. «Проанализировав все сложности и риски, операторы, которые обращались в Самолет для установки аппаратов по выдаче онлайн-заказов, пришли к выводу, что размещать постаматы в подъездах домов сейчас для них операционно сложно и невыгодно», — отмечает Орлова.

Постаматы внутри помещений в целом «не пошли» в России, говорит гендиректор INFOLine Иван Федяков. Компания TelePort, которая делала ставку на размещение в подъездах и насчитывала более 500 постаматов, ушла с рынка в прошлом году. Сеть PickPoint, которая управляла 6 тысячами постаматов, прекратила работу в России в этом году. В компании это решение объяснили финансовыми проблемами, вызванными уходом западных ретейлеров и инвесторов. 

Выходом могли бы стать уличные постаматы. Группа Самолет в партнерстве с Cainiao Network впервые разместила уличные постаматы в жилых комплексах два года назад. Сейчас их три: в жилых комплексах «Пригород Лесное», «Люберцы» и «Спутник». «Это был пилотный проект, и он признан нашими китайскими партнерами очень успешным. Продукция пользуется большим спросом у жителей, и аппараты безотказно работали даже при минус 30», — рассказывает Орлова. Программа по дальнейшему развитию уличных постаматов Cainiao Network временно приостановлена: у партнеров есть сложности с доставкой комплектующих и лицензиями на программное обеспечение. Другие компании в России подобных уличных постаматов пока не предлагают.

Постаматы-холодильники для еды

Онлайн-заказы продуктов питания могут удвоиться в ближайшие 2–3 года и составить до 23% от всех продаж, ожидают специалисты McKinsey. В России за прошлый год объем рынка доставки продуктов вырос на 66% — до 553 млрд рублей, а количество заказов выросло на 75% — до 402 миллионов. При этом абсолютное большинство покупателей еды (78%) выбирают курьерскую доставку и только 11% пользуются ПВЗ.

Ситуация может измениться, если на рынке появятся дешевые решения для отсроченной доставки — например, постаматы-холодильники или продуктоматы. Еще в 2018 году компания Freshlocker открыла сеть из продуктоматов в московских торговых и бизнес-центрах, но этот проект не проработал и пары лет. X5 Group, которая управляет сетями «Пятерочка» и «Перекресток», в 2020 году запустила пилотный проект по выдаче онлайн-заказов через 30 продуктоматов в супермаркетах. В ячейках было два температурных режима: комнатной температуры и от 0 до +5 градусов. 

Есть примеры установки постаматов-холодильников и в подъездах жилых домов, но пока эти решения не стали массовыми.

Пункты выдачи как альтернатива постаматам

Для России пункты самовывоза оказались лучшим вариантом: в них почти нет ограничений по размерам заказа, в них можно на месте отказаться от заказа, если он не подошел, поясняет Федяков. Он называет это любопытной особенностью спроса в России, поскольку, например, в Казахстане охотнее пользуются курьерской доставкой. Среди распространенных в России — пункты выдачи Яндекс Маркет, Ozon, Wildberries, Boxberry. В прошлом году свои точки стал также открывать «Авито».

Пункт выдачи заказов может быть оборудован в любом доме. Для ПВЗ подходит помещение площадью от 50 кв. м на первом этаже. Пункту выдачи не нужны дополнительные электрические мощности, как ресторану, или большие витрины, как магазину одежды. 

Пункты выдачи интернет-магазинов — один из самых быстрорастущих сегментов среди всех арендаторов коммерческих помещений в жилых комплексах, говорит директор консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (входит в Setl Group) Ольга Трошева. Например, в жилых комплексах Setl Group доля сегмента с начала года увеличилась с 6 до 8%. 

Как развивается курьерская доставка

Сейчас в России курьерами работает уже больше миллиона человек. Курьерскую доставку заказов выбирают около 20% покупателей. Меньшая распространенность по сравнению с пунктами самовывоза объясняется нежеланием ждать свой заказ целый день. Для увеличения удобства необходимо сокращать временные слоты получения заказа, считают участники рынка. 

Для решения этой проблемы сервисы развивают формат доставки по клику, она сочетает услуги курьера и постамата или даркстора, то есть небольшого склада в черте города. Сервис предоставляют «Яндекс Маркет» и «Сбер МегаМаркет». Заказ привозят в даркстор, а затем покупатель вызывает курьера, готового привезти товар за 15 минут. Услуга востребована: по информации «Сбер МегаМаркет», более 50% от общего числа всех курьерских доставок компании — это доставка по клику.

Девелоперы со своей стороны упрощают доступ курьеров в жилые комплексы без ущерба для безопасности. «Наши архитекторы и продуктовая команда разработали концепцию двора без машин, и в последние годы мы используем в домах секции с двумя входами: внутренним и внешним. Во многом это сделано, чтобы внешние посетители, в том числе курьеры, спокойно попадали в квартиру, но в двор без крайней необходимости не проходили», — поясняет руководитель проекта «Умный дом» группы Самолет Антон Таращанский.

Для удобства доступа курьеров в подъездах установлены видеодомофоны, звонок из которых сразу идет на мобильный телефон жильцов, поясняет Таращанский. То есть даже есть человека нет дома, он все равно сможет поговорить с курьером и любым другим человеком, который пришел. Кроме того, у жильцов есть возможность выдавать разовые коды для прохода или проезда на территорию. Второе нужно, например, если в комплексе есть подземный паркинг и курьеру нужно разгрузить крупногабаритный груз. Разовые коды доступа сейчас не очень востребованы, но могут пригодиться при регулярных визитах, например, няни, добавляет Таращанский.

Будущее доставки

Об отдаленном будущем рынка доставки можно судить на примере Японии. Эта страна уже сейчас борется с проблемами, ожидающими большинство развитых стран — сокращением и старением населения, нехваткой рабочей силы. Лучшим способом доставки в таких условиях могут стать роботы, следует из исследования McKinsey.

В России еще в 2019 году доставку курьерами-роботами, или роверами, начал «Яндекс». Сейчас ровер может перевезти в 60-литровом отсеке до 20 кг груза. По данным «Яндекса», за первые два года роботы доставили десятки тысяч заказов. А вот Amazon, кажется, больше верит в воздушные беспилотники. Среди патентов компании в сфере доставки есть такие идеи, как воздушный склад-дирижабль, а также парашют-гармошка для беспилотников. Среднегодовой темп роста мирового рынка коммерческих дронов может к 2027 году вырасти на 24,3%, до 31,69 млрд долларов, прогнозируют исследователи ReportCrux Market Research.

В России доставка дроном состоялась первый раз почти 10 лет назад, но не стала и в обозримом будущем не станет популярной. «На любых футуристических форматах доставки, на мой взгляд, на ближайшее время можно поставить крест. Из-за изоляции России и недоступности современных технологий те же роботы или дроны массового развития не получат», — полагает Федяков. Кроме того, эксперт опасается роста вандализма, когда посылки целенаправленно выслеживаются и вскрываются.

Без складов не будет быстрой доставки

Для быстрой и удобной доставки, кроме инфраструктуры в жилых комплексах, необходима сеть складов. Большие склады, как правило, находятся за пределами города, но рядом с крупными магистралями. Представители розничной и онлайн-торговли остаются основными потребителями складских площадей, при этом на рынке не осталось свободных и готовых к въезду площадей, говорит старший консультант департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers Кирилл Вечер. Доля свободных площадей на современных складах в России сейчас составляет всего 0,3%, а к концу года все склады будут заняты. 

Решению этой проблемы способствуют застройщики жилья: Самолет, ПИК «Инград», «Гранель», Capital Group начали свои проекты по строительству складов. Всего благодаря им может появиться более 2 млн кв. м складской недвижимости в Московском регионе. Привлекают девелоперов в складском рынке не только его перспективы, но и возможность получить льготы, которые дают власти Москвы за смену вида разрешенного использования участка. При создании рабочих мест, в том числе на складе, в одном месте девелопер может рассчитывать на возможность строительства жилья в другом месте.

Не хватает складов и в черте города — дарксторов. Именно с их помощью возможна быстрая доставка. Конкурировать за помещения площадью около 200 кв. м приходится со стандартным набором претендентов на коммерческую недвижимость. Ставка аренды на помещения, подходящие под даркстор, в Москве составляет от 2 тысяч рублей до 3 тысяч рублей за 1 кв. м в месяц — такие ставки указаны в объявлениях на «Авито». 

Самолет в прошлом году инвестировал в сеть мини-складов для работы с экспресс-доставкой «Даркстор у дома». В этом сегменте будет бурный рост, этот рынок выйдет за пределы крупных городов, поясняли интерес к стартапу в Самолете. За год сеть складов компании «Даркстор у дома» выросла с 4 до 12. Склады компании представлены в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Краснодаре, Уфе, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске. В этом году компания привлекала еще 34 млн рублей на масштабирование складской инфраструктуры и запуск курьерской службы. 

Сколько стоят решения для получения заказов

Постамат

Стоимость от 265 тысяч рублей за постамат на 35 ячеек. Требования: мощность 78 кВт/мес., занимаемая площадь — 0,63 кв. м. Необходимо наличие розетки и уверенный уровень сигнала мобильной связи. 

Пункт выдачи заказов

Около 800 тысяч рублей нужно на открытие и поддержку пункта в первые месяцы. Требования к помещению: первый этаж, возможность размещения вывески.

Склад

Средняя ставка аренды — 6,9 тысячи рублей за 1 кв. м в месяц за современный склад за городом. Обслуживание собственного даркстора — от 350 тысяч рублей.

Дрон

Грузовой беспилотник, способный перемещать грузы около 10 кг, стоит около 1 млн рублей. 

Робот

Нет массовой продажи роботов-доставщиков, поэтому стоимость неизвестна.


Изображения: обложка — Youngoldman / iStock, 1 — «Самолет» 

Ещё статьи
Новости мировых рынков недвижимости за неделю. 30 октября — 5 ноября
 
Главные новости недвижимости. 16–20 октября
 
найдите свое