Не все дети предвкушают начало учебного года и встречу с новыми и старыми одноклассниками. Вместе с психологами разобрались, что может скрываться за нежеланием ребенка идти в школу и когда стоит бить тревогу.
Экспертки:
Наталья Искра
кандидат психологических наук, детский и семейный психолог
Вера Якупова
кандидат психологических наук, научная сотрудница факультета психологии МГУ, основательница центра Good Point
Психологи выделяют три типа причин, по которым ребенку не хочется учиться: психологическая, педагогическая и социальная. Их еще называют школьными дезадаптациями.
«Психологическая дезадаптация — это когда у ребенка нет мотивации и готовности учиться в школе, а есть потребность играть, педагогическая — связана с неготовностью психических процессов к обучению, социальная — когда есть трудности в отношениях со сверстниками или учителем. Если не исправлять дезадаптацию на ранней стадии, к одной обычно добавляются остальные, поэтому лучше как можно быстрее обратиться к психологу, — говорит Наталья Искра, кандидат психологических наук, детский и семейный психолог. — Если вы видите у своего ребенка явное нежелание идти в школу, нужен честный разговор: только так можно выяснить, что именно его пугает и как ребенку помочь. Еще следите за поведением школьника: сверхсильная тревожность может выражаться в странных повторяющихся действиях — тогда уже речь идет об обсессивно-компульсивном расстройстве. Пугаться не стоит, ОКР — широко распространенная история, и сейчас с ней умеют работать специалисты».
«Если ребенок проявляет сильные эмоции при разговоре о школе — пугается, заметно нервничает, у него меняется аппетит, он активно не хочет идти в школу, — лучше всего спросить его напрямую почему. Важно выслушать его переживания, — советует Вера Якупова, кандидат психологических наук, научная сотрудница факультета психологии МГУ. — Если появляются ритуалы с симптомами обсессивно-компульсивного расстройства — например, три раза постучать или четыре раза переступить через порог, — то тут уже нужна помощь специалиста: детского психолога или психотерапевта».
Вот самые распространенные виды проблем, которые возникают у школьника. И советы специалистов по работе с ними.
Резкая смена режима
Учеба или работа требуют от нас гораздо больше усилий, остается меньше свободного времени на приятные вещи. И взрослым бывает тяжело перестроиться на рабочие будни после отпуска. В любом возрасте резкая смена режима вызывает стресс. Поэтому организму нужно время, чтобы переключиться.
Наталья Искра
«Здесь просто необходимо заранее, за пару недель вернуть режим в норму. Можно вместе вспомнить школьных друзей, посмотреть фотографии, чтобы повысить желание ребенка пойти в школу. В любом возрасте хорошо работает игра в школу, когда ребенок может быть в разных ролях: учителя, одноклассников, самого себя. Это позволяет ребенку отыграть возможные переживания, связанные со школой».
Сложности в общении
Отношения с одноклассниками — важная часть школьной жизни, которая влияет как на самооценку учеников, так и на успеваемость. Отсутствие друзей в школе или ссоры с ними тоже могут стать одной из причин, почему ребенок не хочет в школу.
Наталья Искра
«В первый класс могут не хотеть идти дети с трудной адаптацией — очень застенчивые, не имеющие опыта общения в детском саду или имеющие негативный опыт. Таких детей надо готовить заранее — желательно водить ребенка на подготовку в школу, в которую он пойдет учиться».
Плохие оценки
Плохие оценки на фоне высоких ожиданий также могут стать причиной стресса у ребенка и нежелания идти в школу. В этом случае важно не рисовать ребенку картину безрадостного будущего, которое его ждет при провале на экзаменах, а разобраться, почему возникли трудности.
Вера Якупова
«Чтобы понять, из-за чего у ребенка трудности с учебой, нужно поговорить с ним и учителем. Часто проблемы с учебой возникают у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия и дисграфия тоже могут стать причиной. Их диагностирует детский нейропсихолог или психиатр. Помимо работы со специалистом, может помочь поиск более персонального подхода. Попробуйте игровые и прочие нестандартные форматы подачи материала, которые будут учитывать особенности мышления вашего ребенка».
Нет интереса и мотивации
Кому-то учеба может показаться скучной, потому что она слишком легкая, а кому-то интереснее заниматься готовкой, творчеством или спортом. Дети разные, и неудивительно, что одинаковый набор предметов не может быть одинаково интересен всем.
Вера Якупова
«Система образования часто не заботится о поддержании мотивации и интереса, она скорее про формальные знания. Если скука носит эпизодический характер, то можно обсудить с ребенком, что скучные и формальные вещи — это тоже часть жизни, взрослые тоже с этим сталкиваются. Но если ребенку всегда скучно в школе, то стоит подумать о дополнительных кружках, которые ему будут интересны, или даже смене школы. Нельзя убивать познавательный интерес — это ценное свойство, которое во многом обеспечивает успех в будущем».
Обложка: Jonas Mohamadi / Pexels