Три года назад Минпросвещения оценивало дефицит мест в российских школах в более чем 720 тысяч. В этом году, по независимым оценкам, он почти достиг 900 тысяч. Чтобы решить проблему, власти стали привлекать к строительству школ частных инвесторов. По всей России инвесторы сейчас строят 130 школ. Только в Москве к 2030 году девелоперы планируют создать больше 70 новых учебных заведений. Часто такие проекты не похожи на типовые: девелоперы ориентируются на собственную экспертизу и международный опыт. Что делает школы современными и как правильно организованное пространство помогает учиться — рассказал директор первой школы группы Самолет Дмитрий Лихачев.
Дмитрий Лихачев
директор «Самолетум школы» в квартале Спутник
Есть несколько основных моментов, которые влияют на то, как в конечном итоге будет выглядеть школа или детский сад.
Соответствие нормам эргономики и гигиены. Множество ГОСТов и СанПиНов регламентируют требования к пространству, среде и мебели в школах. Например, стулья и парты должны быть не только удобными, но и безопасными, а значит, со скругленными углами, из экологичных материалов и не выделять вредных веществ и неприятных запахов.
Оснащение должно быть функциональным и подходить под рост учеников. Требования к размерам парт в классах опираются на антропометрические исследования роста школьников. С хорошо подобранной мебелью дети во время учебы сидят с правильным положением тела, у них не портится осанка и зрение.
Для помещений в школах важна хорошая акустика. На законодательном уровне есть рекомендации по акустике для спортивных и актовых залов, а вот для учебных классов таких норм нет. При плохой акустике будет слишком шумно, дети не услышат учителя, будут отвлекаться и потеряют интерес к учебе. Такие ситуации негативно сказываются и на учениках, и на педагогах. Они несут в себе вред не только на психологическом и эмоциональном уровне, но и на физическом: регулярное напряжение связок провоцирует профессиональные болезни горла у учителей. Добиться хорошей акустики помогает звукоизоляция стен, продуманная расстановка мебели в классе и даже толщина стекол в окнах. Все это работает на то, чтобы ученики слышали учителя.
А вот форма и цвет конкретных элементов в интерьере школы зависят в первую очередь от назначения помещения. Есть определенные стереотипы о том, что красивое современное пространство — это конкретные краски, минимализм, отсутствие коридоров. Но тенденции в дизайне, на мой взгляд, не так важны, как функциональность пространства. То есть нужно, чтобы каждое помещение — класс, спортзал, столовая — соответствовало и своей функции, и общей образовательной концепции школы.
Сейчас актуальны трансформируемые пространства, которые даже маленький школьник может превратить из класса для фронтальной работы, когда все дети сидят за партами и слушают учителя, в коворкинг для совместной работы. Библиотека тоже может быть многофункциональным помещением — передвинули мебель на колесиках, сдвинули стеллажи к стенам и получили пространство для защиты проектов учеников. Теми же стеллажами можно сделать перегородки и организовать пространство для работы по группам. Именно по такому принципу оснащен читальный зал в «Самолетум школе».
Исследования показывают, что гибкие пространства позитивно влияют на учебный процесс: преподавателям проще объяснять материал, а ученикам — взаимодействовать друг с другом. Гибким пространство может быть и без физического изменения его размера. Например, в атриуме нашей школы можно и заниматься уроками, и показывать спектакли.
Примеры школ с гибкими учебными пространствами
Начальная школа DSSI
Сеул, Южная Корея
В школе нет строгого разделения классов и коридора, границы помещений размыты и могут изменяться. У классов обтекаемая форма, а перегородки между ними вращаются. Так учитель или ученик могут в любой момент увеличить пространство класса.
Начальная школа Stellar World
Мумбай, Индия
В этой школе проектировщики сделали коридоры просторными многофункциональными пространствами с интерактивными стенами. Здесь есть, например, стена с алфавитом, головоломками и конструктором. Вместо классической библиотеки стеллажи с книгами установили по всей школе, чтобы дети могли в любой момент взять интересующую книгу.
Начальная и средняя школа Red House School Villa-Lobos
Сан-Паулу, Бразилия
Эта школа открыта в переоборудованных промышленных ангарах. В ее огромных холлах благодаря грамотному зонированию располагаются и места для групповой работы, и зоны для отдыха.
Старшая школа Prahran
Виндзор, Австралия
Вместо традиционного школьного двора в школе есть сад на крыше, где дети могут поиграть, позаниматься спортом или поработать над проектами.
Старшая школа Blue Springs South
Блу-Спрингс, Миссури, США
В этой школе сделали новую пристройку, где выжали максимум из коридоров между классами. В них расположили площадки, которые могут использовать несколько классов одновременно, например для общения, учебы или выступлений.
Изображения: Обложка — Gray Puksand, 1 — Daniel Vale Architects, 2 — KSD Studio, 3 — Studio dLux, 4 — Gray Puksand, 5 — Hollis + Miller.